Заседание прошло под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина. В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Василий Десятков, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр транспорта и дорожного хозяйства субъекта Фарит Ханифов, а также руководители профильных республиканских ведомств и представители крупных отраслевых вузов, предприятий и организаций.
В начале заседания Марат Хуснуллин отметил серьёзные успехи Республики Татарстан в развитии транспортного комплекса всей страны.
«Несмотря на ковидные ограничения, санкционное давление и рост стоимости строительных ресурсов, последние три года идёт планомерное развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации, и большой вклад в это вносит Республика Татарстан. Прошлый год стал рекордным для всей отрасли. В регионах было уложено 176 млн кв. м асфальта (с учётом новых субъектов), что на 14 млн кв. м больше, чем в 2021 году, и на 30 млн кв. м больше, чем в 2020-м. Системная работа в сфере дорожного хозяйства в республике налажена на высоком уровне. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ежегодно опережающими темпами реализуются важные инфраструктурные проекты. Доля региональных дорог в нормативном состоянии по всей стране составила по итогам года – 49,7 %. А в Республике Татарстан – 50,3 %. Это означает, что целевой показатель нацпроекта в 50 % был достигнут с двухлетним опережением. За что хочу выразить огромную благодарность всем дорожникам республики и лично – Рустаму Нургалиевичу Минниханову», – прокомментировал заместитель Председателя Правительства РФ.
При этом в городских агломерациях доля дорог субъекта в нормативном состоянии – 86,03 %, что также опережает средний показатель по стране – 80,2 %. Также отмечен высокий уровень нормативности региональных дорог в составе опорной сети республики – 81,6 %.
С подробным докладом о дорожной деятельности в России и в Республике Татарстан в частности выступил Роман Новиков.
В начале выступления он акцентировал внимание на максимально эффективном расходовании бюджетных средств, направленных на проведение дорожных работ в российских субъектах в 2022 году. Так, кассовое исполнение составило 390,3 млрд рублей, или 99,9 % от суммы заключенных соглашений. Всего в эксплуатацию в минувшем году были введены объекты протяженностью 21,8 тыс. км.
«Необходимо отметить, что Республика Татарстан в минувшем году успешно справилась с формированием пятилетней программы развития дорожной деятельности и одной из первых подписала с Федеральным дорожным агентством меморандум о сотрудничестве. Эта программа включает объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта общей протяженностью 1 971,5 км. Специалистами проделана колоссальная работа. И сегодня мы имеем готовый документ, который позволит планомерно реализовать дорожные проекты до 2027 года. В успешном осуществлении намеченных планов Республикой Татарстан я не сомневаюсь, поскольку регион имеет отрегулированные механизмы координации дорожного хозяйства», – рассказал Роман Новиков.
В 2023 году по программам с федеральным финансированием в республике планируется построить, реконструировать, отремонтировать 351,9 км региональных и местных дорог.
Кроме того, в ближайшие пять лет в субъекте будет построено и реконструировано 235,7 км федеральных трасс, капитально отремонтировано ещё 49,2 км, а на 50,5 км проведут работы по устройству защитных слоёв. Среди ключевых проектов – строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода городов Нижнекамска и Набережных Челнов (работы планируется завершить в 2024 году), реконструкция трассы Р-239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан на участке км 20 – км 43 с обходом посёлка Сокуры (окончание работ в 2027 году), реконструкция мостового перехода через реку Свиягу на км 757 автомобильной дороги М-7 «Волга» (ввод в эксплуатацию в 2023 году).
Также Роман Новиков подчеркнул, что дорожное хозяйство региона активно вовлечено в инновационную деятельность. В целях поддержки разработки и внедрения современных и местных дорожно-строительных материалов в дорожном хозяйстве с 2014 года проведены работы по опытному использованию их на 159 объектах, в том числе в 2022 году – на 20 объектах. Построено 22 экспериментальных участка с применением местных модифицированных материалов. Это указывает на то, что научные решения стали ближе к практике дорожного строительства.
Отдельно на заседании коллегии было упомянуто, что положительная оценка работы проектной команды Республики Татарстан отмечена дипломом за высокие показатели качества реализации объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги» в минувшем году.
При этом растёт и уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью автомобильных дорог. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному по итогам 2022 года, этот показатель составил 61 %, что выше среднего значения по стране.
В свою очередь Фарит Ханифов отметил, что уникальность транспортного комплекса республики заключается в высоком уровне развития всех видов транспорта – водного, железнодорожного, воздушного, автомобильного и электрического. «Вклад предприятий по виду экономической деятельности «Транспортировка и хранение» в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2022 году оценочно составил 6,2 %, что на 0,5 % выше, чем в 2021-м. А если говорить о направлении «Строительство автомобильных дорог», то данный показатель вырос почти втрое – с 0,55 % в 2021-м до 1,48 % в минувшем году. Сейчас в дорожно-транспортном комплексе региона задействовано более 77,4 тыс. человек. И республика продолжит пополняться высококвалифицированными кадрами, поскольку уделяется большое внимание образовательному процессу. В минувшем году 4 303 человека получили образование по отраслевым специальностям в восьми вузах и 37 средних специальных учебных заведениях», – рассказал глава регионального Минтранса.
В завершение мероприятия Рустам Минниханов напомнил о важности общественного транспорта в модернизации всего отраслевого комплекса. По словам главы республики, необходимо не только строить новые дороги, развязки, мосты, но и обязательно уделять пристальное внимание развитию общественного транспорта, его четкой работе.
Перед заседанием коллегии участники также ознакомились с экспозицией, на которой были представлены стенды ключевых предприятий дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан – в частности, казанского филиала ГК «Автодор», АО «Автострада» и Международного аэропорта Казань.
Отдельное внимание на выставке было уделено крупным инфраструктурным проектам: скоростной автомобильной дороге М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, трассе М-7 «Волга» с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов, а также автомобильной дороге Алексеевское – Альметьевск в составе платной трассы Шали (М-7) – Бавлы (М-5). На стендах научного сообщества участники познакомились с ключевыми разработками и образовательными проектами Белорусского дорожного научно-исследовательского университета, Российской открытой академии транспорта и ФАУ «РОСДОРНИИ».
СПРАВОЧНО
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Татарстан составляет 40 326,9 км, из них федерального значения – 1 186,7 км, регионального значения – 13 557,9 км, местного значения – 25 582,3 км. Протяженность опорной сети региона – 2 634,3 км, в том числе федерального значения – 1 186,8 км (6 автомобильных дорог) и регионального значения – 1 447,5 км (46 автомобильных дорог). Программой дорожной деятельности субъекта к 2025 году запланировано приведение в нормативное состояние 484,3 км региональных дорог, в том числе 64,7 км трасс, входящих в опорную сеть.
Источник: РОСАВТОДОР